Политики, государственные деятели и национальные герои
Лех Валенса (1943 г. -)

Лех Валенса
Польский политический деятель, активист и защитник прав человека, основатель и первый руководитель объединения независимых профсоюзов «Солидарность», президент Польши в 1990—1995 годах. Электрик из Гданьска, человек с характерными усами. Сыгранная им роль в распаде послевоенного порядка в Европе и прекращении «холодной войны» ставит его в один ряд с такими личностями, как Иоанн Павел II и Михаил Горбачев. Его именем назван аэропорт в Гданьске.
Збигнев Бжезинский (1928-2017 гг.)

Збигнев Бжезинский
Американский политолог, социолог и государственный деятель польского происхождения (родился в Варшаве). В период 1977-1981 гг. был консультантом 39-го президента США Джимми Картера по вопросам безопасности. Долгое время являлся одним из ведущих идеологов внешней политики США. «Один из самых известных и влиятельных ветеранов внешней политики Вашингтона», — представляет его Евроньюс в 2013 году. Являлся членом Американской академии гуманитарных и естественных наук. В 1981 году за свой вклад в дело нормализации американско-китайских отношений, за проводимую им американскую политику безопасности, а также за деятельность, связанную с защитой прав человека, награждён Президентской медалью Свободы — одной из двух высших наград для гражданских лиц в США.
Юзеф Пилсудский (1867-1938 гг.)

Юзеф Пилсудский
Польский военный, государственный и политический деятель, первый глава возрождённого Польского государства, основатель польской армии; маршал Польши. Родился близ Вильно (Вильнюса), учился в Первой виленской гимназии. В той же гимназии, но чуть позднее учился один из главных врагов Пилсудского — основатель ВЧК Феликс Дзержинский.
Это несомненно наиболее важная личность в истории Польши периода 1-ой половины ХХ века. Начав политическую карьеру как социалист и став одним из лидеров Польской социалистической партии, во время Первой мировой войны основывает Польские легионы в армии Австро-Венгрии и командует ими, воюя против русской армии. Он вовремя переходит на сторону Антанты, и после окончания Первой мировой войны в 1918 году становится главой Польского государства, сыграв важнейшую роль в создании Второй Речи Посполитой, в течение 123 лет разделённой между Российской, Германской и Австро-Венгерской империями. После фактического обретения Польшей независимости в 1918 году Пилсудский, перешедший в лагерь националистов, заявил вчерашним соратникам: «Товарищи, я ехал красным трамваем социализма до остановки «Независимость», но на ней я сошёл. Вы же можете ехать до конечной остановки, если вам это удастся, но теперь давайте перейдём на «Вы».
В 1918-1922 годах Юзеф Пилсудский возглавлял Польшу, имея крайне оригинальный титул — «Начальник государства Польского». На этот период приходится 6 войн, включая советско-польскую, завершившуюся поражением Красной Армии в результате поражения под Варшавой и подписанием мирного договора. Возрожденное государство, провозгласившее себя «Второй Речью Посполитой», ставило задачу вернуться к границам 1772 года. Поляки претендовали на территории Украины, Белоруссии и Литвы, ранее входившие в Российскую и Австро-Венгерскую империи.
Согласно Рижскому мирному договору 1921 года в состав Польши были переданы земли Западной Белоруссии (современные Гродненская, Брестская, части Минской и Витебской областей) и Западной Украины (Галиция, часть Волыни, Ровенщина). Варшава взяла курс на жёсткую полонизацию и окатоличивание непольских народов. Социально-экономическое положение западнобелорусских земель в период польского господства было удручающим. Развитие «Кресов Всходних» сильно отставало от развития собственно польских регионов. Фактически Западная Белоруссия являлась отсталым сырьевым сельско-хозяйственным придатком Второй Речи Посполитой, чем-то вроде польской колонии.
В 1923 году, когда в польском правительстве доминировали противники Пилсудского, на несколько лет он отходит от активной политики, однако после майского переворота 1926 года и до момента своей смерти становится фактическим главой государства. Был установлен авторитарный режим, опиравшийся на армию и силовые структуры, известный в польской истории как «санация». Пилсудский занял пост военного министра и премьер-министра страны. На восточных землях перед варшавским правительством стояла чёткая задача – подавление национально-освободительного движения и ассимиляция белорусского, украинского и литовского населения. Символом террора стал концентрационный лагерь в городе Берёза-Картузская (ныне город Берёза Брестской области), созданный в 1934 году для размещения до суда противников националистического режима. Цель этого концентрационного лагеря состояла в том, чтобы сломить волю заключённых, раздавить людей психологически и физически. В него мог попасть абсолютно любой житель Второй Речи Посполитой.
17 сентября 1939 года части Красной Армии перешли советско-польскую границу и вступили на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины. В советской исторической традиции эти события именовались Освободительным походом, в польской националистической историографии они трактуются как «удар в спину» и «советская оккупация Восточной Польши».
Являлся автором политического проекта, известного как прометеизм, целью которого было ослабление и расчленение Российской империи и, впоследствии, Советского Союза путём поддержки националистических движений на их территории.
Режим «санации» Юзефа Пилсудского характеризовался жестким подавлением инакомыслящих, борьбой национальными движениями белорусов и украинцев, территории компактного проживания которых были захвачены Польшей в результате военных кампаний 1918-1922 годов. В 1934 году в городе Берёза-Картузская был создан концлагерь, куда во внесудебном порядке помещали врагов режима. Лагерь просуществовал вплоть до осени 1939 года, когда Польша фактически прекратила свое существование.
На сегодняшний день несмотря на то, что отдельные аспекты периода его правления считаются спорными, память Пилсудского почитается в Польше, и вместе со своим противником Романом Дмовским он считается отцом современной польской нации.
Тело Пилсудского было похоронено в крипте кафедрального собора святых Станислава и Вацлава на холме Вавель в Кракове, а сердце в могиле его матери на кладбище Расу в Вильно, современном Вильнюсе. Последнее решение несло в себе и политический смысл — при Пилсудском Вильнюс и прилегающие территории были захвачены Польшей, и оставались в ее составе вплоть до 1939 года.
Тадеуш Костюшко (1746-1817 гг.)

Тадеуш Костюшко
Военный и политический деятель Речи Посполитой и США, участник Войны за независимость США, руководитель польского восстания 1794 года, национальный герой Польши, США, Литвы и Белоруссии. Родился в Великом княжестве Литовском (входившем в состав Речи Посполитой) в родовом имении на территории современной Белоруссии. В возрасте 20 лет он окончил кадетский корпус в Варшаве.
Узнав об Американской революции, Костюшко, человек революционных устремлений, сочувствующий борьбе колонистов, вместе с другими иностранными офицерами в июне 1776 года отправился в Северную Америку. Уже в августе Костюшко возводил укрепления Филадельфии, где заседал Второй Континентальный конгресс. Его знания и способности были замечены Джорджем Вашингтоном, и благодаря последнему 31 августа 1776 года Костюшко был назначен в военное министерство.В 1783 году, в знак признания его заслуг, Континентальный конгресс повысил его в бригадные генералы. Конгресс предоставил Костюшко американское гражданство. Бывший командир Костюшко генерал Грин пригласил его провести зиму 1783—1784 годов в своём особняке. Костюшко стал одним из трёх офицеров-иностранцев, принятых в Орден Цинцинната, куда входили самые прославленные участники войны за независимость. Джордж Вашингтон наградил его парой пистолетов, на которых была выгравирована надпись Ex pluribus unum («Из многих одному»).
На родину Костюшко вернулся в 1784 году. В 1789 году в звании генерал-майора он присоединился к армии Речи Посполитой. После второго раздела Речи Посполитой, в марте 1794 года, он организовал и возглавил восстание, направленное против разделов Речи Посполитой и за ее независимость. В октябре 1794 года в сражении при Мацеёвицах главные силы повстанцев были разбиты российскими войсками, а сам Костюшко взят в плен. Помилован спустя 2 года, эмигрировал.
В мире насчитывается свыше 200 памятников, посвящённых Костюшко. Его имя носят высшая точка Австралийского континента и город в США. В Беларуси есть посёлок Костюшково в Могилёвской области, возле которого в годы Великой Отечественной войны вела боевые действия 1-я дивизия Войска Польского имени Т. Костюшко.
Болеслав I Храбрый (967-1025 гг.)

Болеслав Храбрый
Князь (992—1025) и первый король Польши (1025), князь Чехии в 1003—1004 годах (под именем Болеслав IV). Представитель династии Пястов. Вошел в историю как умный, изобретательный и очень талантливый политик. За отвагу, проявленную в боях в молодости, и за бесстрашие в отстаивании интересов Польши получил прозвище Храбрый.
Благодаря ему Польша расширила свои границы и стала мощной державой, способной эффективно противостоять натиску соседей. Все территории, ставшие польскими в период его правления, были присоединены при помощи оружия. Князь укрепил и умножил польское войско, чтобы уверенно одерживать победы в боях. При нем численность вооруженных сил достигла 3900 конных и 13000 пеших воинов. Для сравнения – у его отца Мешко I воинство насчитывало 3000 солдат. Используя столь мощные силы, Болеслав в 1002 году захватил земли, принадлежавшие Генриху II, что впоследствии стало причиной длившихся десятилетия конфликтов с Германией. В 1003-1004 годах, сместив местного властителя, он захватывает Чехию и Моравию с частью Словакии и на некоторый период перенимает власть в Праге. В 1018 году снарядил поход на Киев, где привел на трон своего зятя Святополка Окаянного. Святополк однако на троне не удержался и был свергнут Ярославом Мудрым. Второй раз на помощь Святополку Болеслав Храбрый уже не пришел. Напротив, Болеслав подписал договор о ненападении с Ярославом Мудрым, считая его достойным правителем.
Благодаря его действиям епископ Адальберт, умерший мученической смертью, был канонизирован в 999 году. В 1000 году в городе Гнезно был установлен первый в Польше архиепископат и там же был проведен съезд, имевший огромное политическое значение, на котором присутствовал также римский император Оттон III. Оттон называл Болеслава «своим другом и партнёром», а также «другом и союзником римского народа». Таким образом, Польское государство оказывалось независимым государством, равным Священной Римской Империи.
Владислав I Локетек (1260/1261-1333 гг.)

Владислав Локетек
Князь Краковский с 26 февраля по август 1289 года, наследник Краковский с января 1293 года, с 10 марта 1296 года — герцог Королевства Польского. Князь Польский с мая по июнь — июль 1305 года (1-й раз), с августа — сентября 1306 по 1311 год (2-й раз), с июня 1312 года по 20 января 1320 года (3-й раз), король Польши с 20 января 1320 года (коронация в Кракове). Его правление стало исторически важным моментом. Именно он объединил польские земли в целостное государство. Благодаря правлению Владислава польское государство стало быстро развиваться и выходить на новый уровень.
Прозвище Локетек, которое в переводе с польского означает «локоток» или «коротышка», князь получил благодаря своему скромному росту (по некоторым данным его рост не превышал 140 см.). Но несмотря на столь кроткий нрав и крошечный рост, Локетек был поистине мудрым и справедливым правителем.
В 1320 году Владислав Локетек коронован в Вавельском соборе в Кракове. Данное событие является уникальным, так как все прошлые польские правители были коронованы исключительно в Гнезно.
Владислав Локетек считается символом возрождения польского государства. Несмотря на то, что правил он всего-навсего 13 лет, он оставил глубокий и внушительный след в истории Польши. Он помог создать отличную основу для дальнейшего развития и преобразования государства. Дело отца продолжил его сын -Казимир III.
Казимир III Великий (1310-1370 гг.)

Казимир III Великий
Король Польши, сын Владислава Локетка и Ядвиги Болеславовны, дочери Калишского князя Болеслава Набожного, вступил на престол после смерти отца в 1333 г. Последний король из династии Пястов.
Во времена его царствования Польша обладала как территориальным, так и экономическим могуществом. Величие Казимира III заключается именно в том, что он, несмотря на свою молодость, сразу понял положение вещей и наметил единственное средство спасения падающего государства — мир с соседями и внутренние преобразования. Всё правление Казимира есть длинный ряд мирных договоров: с венграми (1334 год), чехами (Первый Вишеградский съезд, 1335 год; Вишеградский мир, 1336 год), немецким орденом (Калишский мир 1343 год). Нельзя сказать, что Казимир легко шёл на уступки: он отдавал лишь то, чего удержать не мог, не упуская случая завладеть тем, что было плохо защищено.
Казимир III принял строгие меры против грабежей и разбоев, в которых нередко участвовала и своевольная шляхта; дороги стали безопаснее, торговые отношения снова оживились. Казимир покровительствовал низшим классам: он выслушивал жалобы холопов о притеснении и наказывал виновных, в том числе дворянского происхождения; предупреждал народные нужды своими реформами. Так, им организованы автономные крестьянские общины, уменьшены подати, отданы крестьянам пустые земли. За эти действия Казимир получил прозвище «короля холопов».
Иностранная колонизация Польши при Казимире приняла значительный масштаб: большинство пустующих земель заселяют немцы, отчасти армяне, евреи, татары; всем им Казимир дарует магдебургское право, обеспечивает свободу вероисповедания. Всё это приводит к экономическому и культурному росту страны.
Заботы Казимира о просвещении сказываются в открытии массы приходских школ и, наконец, в основании Краковского университета (1364), по аналогии с Болонским.
Казимир не хотел отставать от Европы и в украшении своих городов. По выражению Длугоша, «Казимир нашёл Краков деревянным, а оставил каменным».
Ягайло (1350/1362-1434 гг.)

Ягайло
Князь витебский, великий князь литовский в 1377—1381 и 1382—1392 годах, король польский с 1386 г. по 1434 г. под именем Владислав II Ягелло. Внук Гедимина, сын великого князя литовского Ольгерда. Родоначальник династии Ягеллонов.
В Великом княжестве Литовском Ягайло княжил в общей сложности 8 лет. Вскоре, после заключения Кревской унии, великим князем и центральной фигурой в истории Великого княжества Литовского становится Витовт. При Ягайло на белорусские земли пришло Магдебургское право — основа городского самоуправления. Первыми городами были Вильня (1387), Брест (1390), Гродно (1391).
С правлением Ягайло связывают начало современной белорусской геральдики — по «акту об адопции» Городельской унии 1413 года литовские бояре были приняты в шляхетское гербовое братство. Одно из первых классических изображений Погони находится на саркофаге Ягайло в Кракове.
14 августа 1385 года между Польшей и Великим княжеством Литовским была заключена Кревская уния. Соглашения предусматривали брак польской королевны Ядвиги и Ягайло, коронацию Ягайло королём Польши, крещение Ягайло и литовцев (в католическую веру) и освобождение из литовского плена польских христиан. В качестве короля Польши правил целых 48 лет и 4 месяца, что считается рекордом среди королей Польши.
Во время Великой войны 1409-11 с Тевтонским орденом Ягайло проявил себя талантливым организатором, а в Грюнвальдской битве — и блестящим военачальником, однако из-за конфликта с Витовтом не смог довести войну до полной победы.

Стефан Баторий
Стефан Баторий (1533-1586 гг.)
Король польский и великий князь литовский (с 1576). Родился в Трансильвании (Семиградье) в семье князя. В 1571 году в результате короткой гражданской войны стал трансильванским князем. Был избран королем Польши в 1575 году по настоянию турецкого султана Селима II (в то время Стефан Баторий был вассалом Осмнской империи) при поддержке мелкопоместной шляхты.
В 1576 году члены элекционного сейма Великого княжества Литовского провозгласили трансильванского князя и короля Польши Стефана Батория великим князем литовским. В 1578 году Стефан приобрел для рода Батори права на престол Ливонского Королевства. Будучи по национальности венгром (секеем), Стефан национальными языками подвластного ему населения почти не владел и с подданными изъяснялся на латыни, на которой проходило его обучение в итальянском университете.
Решительный властелин, который противопоставлял свою политику влиянию дворян и магнатов. Был одним из самых решительных и успешных военных противников Москвы. Сторонник политики религиозной толеранции, признанной в 1573 году Конвокационным сеймом одним из основных принципов функционирования польского государства. Оказывал поддержку католическому духовенству и иезуитам в противостоянии реформационным движениям.
Последние несколько лет жил в городе Гродно, где реконструировал Старый замок под новую королевскую резиденцию.
Ян III Собеский (1629-1696 гг.)

Ян III Собеский
Крупный польский полководец, король польский и великий князь литовский с 1674 г. по 1696 г. В его правление, ознаменовавшееся затяжными войнами с Османской империей, Речь Посполитая в последний раз пережила взлёт как европейская держава.
Значительную часть своей жизни он провел не в дворцовых покоях, а в боевых походах. Во главе польского войска он сражался сначала против России, затем против нашествия турецких отрядов Османской империи, неоднократно побеждая их, готовил реформы в своей стране, которую хотел видеть единым, процветающим наследственным королевством.
Стал знаменитым благодаря проявленным во время войны с Турцией качествам исключительно выдержанного военного главнокомандующего и превосходного стратега. В августе 1674 г. Собеский двинулся в Подолию, которую опустошали турки, взял Немиров, Могилев, Брацлав и привлек на свою сторону казаков обещанием льгот. После тщетных переговоров с ханом Собеский дал 24 августа 1675 г. генеральное сражение соединенному турецко-татарскому отряду и нанес ему полное поражение. Позже, в 1683 г., заключив союз с Австрией, поспешил к Вене, осажденной турками, принял главное командование над всей союзной армией и 2(12) сентября 1683 г. одержал над турками победу в битве на Каленберге, покрывшую его имя блеском и составившую одну из славнейших страниц польской истории.
Женился на Марии Казимире д’Арквин, известной как Марысенька из их корреспонденции, которая является одним из наиболее интересных исторических экспонатов по эпистолиграфии.
Станислав Август Понятовский (1732-1798 гг.)

Станислав Август Понятовский
Последний король польский и великий князь литовский в 1764—1795 годах.
По происхождению из семьи магнатов Понятовских Станислав в 1764 году взошел на польский престол по протекции царицы Екатерины II.
В первые годы правления Станислав Август Понятовский начал преобразования в казначействе, чеканке денег, в армии, введя новые виды оружия и заменив кавалерию пехотой, в государственной наградной и законодательной системах.
Приложил руку Понятовский и к созиданию польской промышленности: производство тканей из шерсти посредством организации компании мануфактур в 1767 году, строительство фарфорового и литейного заводов – все эти достижения смело можно поставить в заслугу королю Речи Посполитой.
Был меценатом искусства и науки, сторонником просветительской мысли и одним из основателей Конституции 3 мая 1791 года, которая была призвана урегулировать политический кризис, вызванный злоупотреблением шляхетскими привилегиями и поддерживавшийся некоторыми магнатами, и заменить их демократическими принципами конституционной монархии. Эта Конституция была принята 1-й в Европе и 2-й в мире после США. Соседи Речи Посполитой восприняли принятие Конституции с враждебностью. Прусский король Фридрих Вильгельм II расторг соглашение об альянсе с польско-литовским государством, после чего Речь Посполитая оказалась в состоянии войны с Российской империей Екатерины II и Тарговицкой конфедерацией, объединявшей выступавших против Конституции магнатов и безземельных дворян. В итоге король, ставший главным соавтором акта, потерпел поражение и капитулировал. К 1795 году Речь Посполитая, претерпевшая Второй и Третий разделы, прекратила существование как независимое государство.
Религиозные деятели
Папа римский Иоанн Павел II (1920-2005)

Иоанн Павел II
Самый известный во всем мире поляк – папа римский Иоанн Павел II родился в польском городе Вадовице. Его настоящее имя — Кароль Юзеф Войтыла. В 1978 году он был избран главой католической церкви. Иоан Павел II стал первым в мире поляком – папой и вторым папой – не итальянцем.
Период его понтификата характеризуется проведением ряда внутренних реформ самого костела, а также изменением образа Ватикана как апостольской столицы в глазах международной общественности.Этот человек разрушил традиционный образ главы Ватикана, во многом упростив должность первосвященника. Иоанн Павел II не говорил о себе «мы», как было принято у особ его ранга; он не проводил коронацию, заменив ее обычной инаугурацией; вместо высокой тиары папы он выбрал самую маленькую – он всего лишь следовал словам в титуле папы «Раб рабов божьих». Но это не главное – он поднял значимость религии в современном мире на новый уровень; в его правление католическая Церковь наконец-то признала достижения науки и техники, повинилась в преследовании Галилея и отрицании открытий Коперника, согласилась с учением Дарвина, покаялась в грехах за преследование евреев, за инквизицию, крестовые походы, раскол церкви. Такого покаяния Церковь не знала доныне.
Этот папа римский совершил 104 поездки по всему миру, которые послужили делу укрепления христианства. Первым в мире Иоанн Павел II решился на общение и активное взаимодействие с представителями разных конфессий и религий – с англиканской церковью, мусульманами, иудеями, с православными греческими христианами и с множеством других.
Иоанн Павел II является автором более 120 философских и богословских работ, 14 энциклик и пяти книг, последняя из которых – «Память и идентичность» — вышла в свет накануне его последней госпитализации 23 февраля 2005 года. Но главным папским бестселлером стала книга «Переступить порог надежды», которая вышла десять лет назад и разошлась по миру почти в 20 миллионах экземпляров.
Писатели, поэты
Адам Мицкевич (1798-1855 гг.)

Адам Мицкевич
Польский, литовский и белорусский национальный поэт, политический публицист, деятель польского национального движения. Оказал большое влияние на становление польской и белорусской литературы в XIX в. В Польше считается одним из трёх величайших польских поэтов эпохи романтизма (наряду с Юлиушем Словацким и Зигмунтом Красинским).
Родился в фольварке Заосье Новогрудского уезда Литовской губернии. Это была территория, отошедшая 3 годами ранее к Российской империи при очередном разделе Речи Посполитой. Он окончил Виленский университет и стал одним из основателей тайного общества филоматов, за что вскоре был арестован и выслан из России. Оставшуюся часть жизни прожил в Европе. Осенью 1855 года уехал в Константинополь, намереваясь организовать Новый польский, а также еврейский легион для помощи французам и англичанам в борьбе с Россией, но заболел и умер.В 1890 году прах Мицкевича был перевезен из Парижа (Кладбище в Монморанси) в Краков и помещен в саркофаг в Вавельском кафедральном соборе.
Писал Мицкевич в основном на польском языке. Важнейшие его произведения – это поэтические сборники «Баллады и романсы», «Крымские сонеты», поэма «Конрад Валленрод», драматическая поэма «Дзяды» и национальная эпопея «Пан Тадеуш». Издание в 1822 году книги «Баллады и романсы» польского народного певца положило начало эпохи романтизма в Польше. Знаменитая драма «Деды» (1823-1832 гг.), в соответствии с концепцией Мицкевича о миссианстве, определила Польше особую роль как освободителя народов, мученичества которого сравнимы с мученичеством Иисуса Христа.
Генрик Сенкевич (1846-1916 гг.)

Генрик Сенкевич
Польский писатель, прозаик, известен как автор исторических романов, лауреат Нобелевской премии в области литературы (1905 г.) «За выдающиеся заслуги в области эпоса » за произведение «Quo vadis».
Тем не менее, в Польше Генрик Сенкевич известен прежде всего как автор другого произведения. «Трилогия» — это серия исторических романов, действие которых происходит в XVII веке, в эпоху политического замешательства, которое привело страну на край гибели. В книге, в какой-то степени написанной в манере повестей о Диком Западе, Сенкевич создал образы целой плеяды народных героев. И, что самое главное, ему удалось создать образ польской истории, который остался в памяти у многих поколений читателей.
В определенном смысле именно Сенкевич повлиял на то, каким образом поляки до сих пор представляют себе прошлое своего народа, со всеми его светлыми и темными сторонами.
Произведения Сенкевича были переведены на 50 языков. Особое место они заняли в России, прочно обосновавшись в библиотеках русской интеллигенции. Толстой, Чехов и Горький считали Сенкевича значимым и достойным внимания писателем, относили его произведения к самым лучшим достижениям современной прозы.
Владислав Реймонт (1867—1925)

Владислав Реймонт
Польский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1924 г. «За выдающийся национальный эпос — роман «Мужики»». Интересно, что в споре за премию он обошел таких фаворитов, как Томас Манн, Максим Горький и Томас Харди. «Мужики» — четырехтомная национальная эпопея, представившая один год из жизни крестьян маленькой деревушки неподалеку от Лодзи
Чеслав Милош (1911-2004 гг.)

Чеслав Милош
Польский поэт, писатель, переводчик, литературный критик, награжденный Нобелевской премией в области литературы (1980 г.) «За то, что с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами». Поэзия и эссе Милоша проникнуты автобиографическими темами, воспоминаниями со времен эмиграции, рассуждениями религиозной и метафизической натуры, историческо-литературным анализом. В его творчестве можно также заметить пантеистические мотивы.
Его произведения переведены почти на 20 языков. Почетный доктор многих университетов США и Польши, почетный гражданин Литвы и Кракова.
Станислав Лем (1921-2006 гг.)

Станислав Лем
Польский философ, футуролог и писатель (фантаст, эссеист, сатирик, критик). Его книги переведены на 41 язык, продано более 30 млн экземпляров.
Станислав Лем был, наверное, первым научным фантастом, который предсказал конец бумажных книг. Это произошло еще в 1961 году в романе «Возвращение со звезд», за 40 лет до первых попыток создать электронные книги. Лем представлял их как небольшие кристаллики с памятью, которые можно было загрузить в устройство, представляющее собой нечто вроде современного планшета. Он называл его «оптоном». В том же произведении Лем предсказал популярность аудиокниг, которые он называл «лектонами».
Уже в начале 50-х Лем предполагал, что для увеличения производительности мощных компьютеров следует объединить их в единую сеть. В своих «Диалогах» (1957) он называл это направление развития вполне реалистичным: постепенное накопление «информационных машин» и «банков памяти» привело бы к появлению «государственных, континентальных, а потом и межпланетных компьютерных сетей».
Примерно в то же время Лем предcказал будущее, в котором у всех людей будет быстрый доступ к гигантской виртуальной базе данных — «трионовой библиотеке» («Магелланово облако» (1955)). То, о чем он говорит, сегодня мы называем Google.
В этой же книге Лем описывает то, что напоминает раннюю версию смартфона: маленькие переносные устройства, имеющие постоянный доступ к трионовой библиотеке. В «Магеллановом облаке» Лем также упомянул интересную модель производства, которая напоминает нынешнюю технологию печати 3D.
В своем анализе фантоматики Лем приблизился к концепту идеальной симуляции, которая знакома нам по фильму «Матрица» или более недавнему сериалу «Мир Дикого Запада». Мрачный образ величайшей симуляции Лем нарисовал в романе «Футурологический конгресс» (1971). Он связан с концептом «цереброматики», то есть непосредственного воздействия на мозг с помощью химических субстанций.
Лема также занимал философский аспект стремительного развития технологий. Писатель приблизился к пониманию того, как циркулирует информация в современном нам мире. Сегодня может показаться, что писатель предвидел многие феномены современных СМИ, связанные с концептом постправды.
Вислава Шимборская (1923-2012 гг.)

Вислава Шимборская
Польская поэтесса и переводчик, одна из немногочисленных женщин, награжденных Нобелевской премией в области литературы (1996 г.) «За поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности».
Ее первые работы были созданы в духе соцреализма. Особого внимания заслуживают переполненные пессимизмом рассуждений относительно будущей судьбы человека, уложенные в кажущуюся каждодневность и написанные в достаточно иронической форме произведения Шимборской.
Януш Корчак (1878-1942 гг.)

Януш Корчак
Выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Родился в Варшаве в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмит.
Окончил медицинский факультет Варшавского университета. В войне с Японией и в Первой мировой войне, а также в советско-польской войне, Корчак, имевший уже к тому времени этот псевдоним, военный врач, часто бывает на передовой, помогает и оказывает раненым не только медицинскую, но и психологическую помощь, а зачастую просто беседует с человеком, помогая ему отвлечься от страданий и боли разговором, каким-либо интересным, увлекательным рассказом.
Между войнами и после них происходит становление Корчака как педагога, публициста и детского писателя. Его работы приобретают всемирную известность, его идеи в педагогике становятся новаторскими, ими интересуются. За годы активной работы, Корчак создает детские приюты в Киеве, в Варшаве, особое внимание уделяется воспитанию сирот. В 1912 году Корчак основал «Дом сирот» для еврейских детей.
Корчак трижды отказался спасти свою жизнь. В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши во время Второй мировой войны, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий. Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто. А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь.Через несколько дней в концлагере Треблинка он вместе с детьми из «Дома сирот» вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.
Универсальную формулу или инструкцию по воспитанию у Корчака найти сложно. Сам он в своих текстах избегал давать какие-то определения, указания и рецепты. В этом смысле книги Корчака являются антиподами современных справочников и учебников, где нам точно скажут, сколько ребенок должен спать, что есть и как нам следует себя с ним вести. Отсутствие универсальных рецептов — принцип Корчака. Он исповедовал приоритет опыта, признавая за родителями и воспитателями право на ошибку. Более того, подчеркивал, что только из таких ошибок и рождается знание.
Корчак предлагает относиться к ребенку без предубеждения. На первом месте — забота и внимательное к нему отношение, полная любви открытость и искреннее сопереживание его проблемам. В этом — ключевая мысль Корчака, который считал, что каждый ребенок таков, каков он есть. Он был убежден в том, что ребенка невозможно вылепить словно из глины — так, чтобы он соответствовал желаниям и представлениям взрослого.
Корчак сформулировал право ребенка на уважение, а это значит: его право на незнание (ребенок — иностранец, поэтому «необходим гид, который вежливо ответит на вопросы»), на познание (врожденное любопытство, которое часто доставляет нам неудобство), на неудачи и слезы (разбитую коленку, кляксу в тетради — «даже слезы ребенка вызывают шутливые замечания, кажутся менее важными, сердят»). И далее: уважение к его собственности и бюджету («Столько существенных нужд, желаний и искушений — и нет!»), на секреты и все нестабильные состояния, вызванные сложным процессом роста (ухудшение самочувствия, усталость и проч., которые взрослые считают блажью). И, наконец, на уважение к текущему моменту, к сегодняшнему дню: «Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится, и это всегда всерьез».
Обратной стороной права ребенка на уважение является его обязанность находить это уважение и внимание в себе, а значит — совершать усиленную работу над собой, что также было необыкновенно важно для Корчака.
Ежи Гедройц (1906-2000 гг.)

Ежи Гедройц
Польский публицист, политик, мемуарист, основатель и главный редактор польскоязычного журнала Kultura, а также соучредитель издательства Instytut Literacki . Родился в Минске (Беларусь) в старинном полонизированном литовском роду. С 1947 года до конца жизни проживал во Франции.
Гедройц на протяжении всей своей долгой жизни постоянно становился объектом дискуссий, восхищения и ненависти. Для одних он был моральным авторитетом, великим поляком и европейцем, государственным мужем и Редактором — именно так, с прописной буквы. Для других — предателем и «безродным космополитом».
Гедройц совершил самую настоящую революцию в польском политическом мышлении, призвав поляков к поиску взаимопонимания с украинцами и к отказу от территориальных претензий на утраченные Кресы (польское название территорий Речи Посполитой, входивших в состав межвоенной Польши, а в настоящее время относящихся к Беларуси, Литве и Украине). Гедройц был уверен, что нужно изгнать злых духов прошлого, отравляющих Восточную Европу, отказаться от националистических фобий, разрушить стереотипы украинца-мясника и поляка-ляха.
Независимость Польши, свободу Литвы и Украины, а также дружественную политику Варшавы в отношении этих стран после 1989 года, Гедройц мог с полным правом считать и своим жизненным успехом. Благодаря Ежи Гедройцу и его сподвижникам рухнули многие стереотипы и предрассудки, а политическое сознание современных европейцев –— прежде всего, поляков — изменилось навсегда. Изменился и мир, в котором мы живем. И в этом контексте правы те, кто называет Гедройца «польским Герценом, у которого все получилось».
Музыканты

Фридерик Шопен
Фридерик Шопен (1810-1849 гг.)
Польский композитор и пианист, родился близ Варшавы. Музыкальный талант Фредерика Шопена проявился очень рано. Его сравнивали с гением Моцарта. В возрасте 7 лет уже был автором двух полонезов (g-moll i B-dur). Первый сразу же издали. В зрелые годы (с 1831) жил и работал во Франции. Во французской транскрипции — Фредерик Шопен.
Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы. Оказал значительное влияние на мировую музыку. Ввел революционные новшества в мир фортепианной музыки. Его исключительный экспрессивный стиль отразился прежде в двух фортепиановых концертах, а также во многих других менее значительных произведениях.
Умер от туберкулеза легких в своем последнем парижском жилище на Вандомской площади. Он был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. Согласно последней воле Шопена, его сердце сестра привезла в Варшаву, где оно в урне было замуровано в стене костела Святого Креста.
Во многих городах Польши и мира установлены памятники в честь Шопена (в том числе Варшаве, Познани, Желязовой-Воле, Кракове, Париже, Шанхае, Тиране и др.). В 2001 году аэропорту Окенче (Варшава) было присвоено имя Фредерика Шопена.
Станислав Монюшко (1819-1872 гг.)

Станислав Монюшко
Польский композитор; автор песен, оперетт, балетов, опер; творец польской национальной оперы, классик вокальной лирики.
Родился в фольварке Убель Игуменского уезда Минской губернии (ныне Червенский район Белоруссии), в котором обосновался после русской кампании Наполеона его отец, капитан полка литовских конных стрелков. Учился в Минске, Варшаве, Вильно, Берлине.
Первое изданное сочинение «Три песни» на слова Адама Мицкевича (1838). С 1842 года сочинял песни (всего около 400), издаваемые сборниками «Домашние песенники» (сборник 1—6, 1844—1859; посмертно сборники 7—12 издал белорусский фольклорист, музыковед и филолог Ян Карлович, отец известного композитора Мечислава Карловича). Песни Монюшко заложили основы польской национальной вокальной музыки.
В ранний период творчества писал водевили, музыкальные комедии, комические оперы. Автор оркестровых сочинений (фантастическая увертюра «Сказка», посвященная Даргомыжскому, 1848; увертюры «Каин», 1856; «Военная», 1857, и другие).
Главная заслуга Монюшко — создание национальной польской оперы (написал свыше 15 опер). Первая опера — «Галька». Впервые в концертном исполнении в Вильне (1848); постановка (1854).Либретто оперетт «Рекрутский набор» (1841 или 1842), «Борьба музыкантов» (1840-е годы), опер «Чудесная вода» (1840-е годы), «Сельская идиллия» (1846) написал В. И. Дунин-Марцинкевич. Премьера оперы «Сельская идиллия» состоялась в Минском городском театре в феврале 1852 года.
Витольд Лютославский (1913-1994 гг.)

Витольд Лютославский
Польский композитор и дирижёр, один из крупнейших музыкантов XX века.Родился в Варшаве, с детства проявлял громадный музыкальный талант.
Витольд Лютославский — это наиболее выдающийся, не считая Фредерика Шопена и Кароля Шимановского, польский композитор всех времен. Он классик музыки XX века, наравне с Белой Бартоком, Сергеем Прокофьевым или Оливье Мессианом. Он не принадлежал ни к какой композиторской школе, не поддавался тенденциям или моде, не поддерживал традицию и не совершал авангардных революций. Он был и авангардистом, и продолжателем традиции. Среди эстетических путей второй половины XX века он нашел свой собственный, по которому последовательно двигался, ведомый безошибочным музыкальным вкусом. Его музыка — образцовый пример идеально подобранных пропорций формы и содержания, интеллекта и эмоций. Благодаря ее совершенству Лютославскому обеспечено свое место среди выдающихся композиторов XX века.
Всеобщее признание творчества Витольда Лютославского подтверждено многими наградами. Он — первый лауреат Премии Гравемайера (1985, за Третью симфонию), лауреат премии имени Соннинг и премии Гердера (обе — 1967), премии Эрнста Сименса (1983), премии Киото (1993), награждён золотой медалью Королевского филармонического общества Великобритании (1987), командор французского Ордена искусств и литературы (1982), польского Ордена Белого орла (1994), почётный доктор многих университетов, включая Кембриджский.
С 1990 года в Варшаве проходит Международный конкурс композиторов им. Витольда Лютославского, организованный Национальной филармонией.2013 год был объявлен в Польше годом Витольда Лютославского.
Збигнев Прейснер (1955- гг.)

Збигнев Прейснер
Самый знаменитый создатель музыки для кинофильмов. Прейснер изучал историю и философию в Кракове. Он никогда не брал уроки музыки, а учился, слушая и транскрибируя партии с записей.
Прайснер больше всего известен как композитор музыки к фильмам Кшиштофа Кесьлевского и Агнешки Холланд. Международный успех принесли ему музыкальные композиции к фильмам «Декалог», «Двойная жизнь Вероники», «Три цвета: голубой, белый, красный». Обладатель многих престижных музыкальныйх наград, в том числе Серебрянного медведя на кинофестивале в Берлине и награды Объединения критиков в Лос Анжелес.
Прейснер определяет свой собственный стиль в музыке как «романтизм», обращается к произведениям Паганини и Сибелиуса, а также к польским композиторам-романтикам. Он избегает современных музыкальных стилей из-за отсутствия в них четкой мелодии. Збигнев Прейснер описывает собственные произведения словом «творения», потому что считает, что его музыка не является ни классической, ни традиционной музыкой кино. Это нечто между.
Первооткрыватели, изобретатели, ученые
Николай Коперник (1473-1543 гг.)

Николай Коперник
Польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции, создатель современной астрономии.
Родился в Торуни. Мать Коперника была немкой, отец был уроженцем Кракова. Тем самым, этнически Коперник был немцем или наполовину немцем, хотя сам он, возможно, считал себя поляком (по территориально-политической принадлежности). Писал он на латинском и немецком, ни одного документа на польском языке, написанного его рукой, не обнаружено; после ранней смерти отца он воспитывался в немецкой семье матери и дяди. После обучения в нескольких университетах получил диплом и учёную степень доктора канонического права, занимался астрономическими наблюдениями и преподаванием в Кракове, позже был каноником в Фромблорке.
Работа над главным трудом — «О вращении небесных сфер» — продолжалась почти 40 лет, Коперник постоянно вносил в неё уточнения, готовил новые астрономические расчётные таблицы. Гелиоцентрическая система в варианте Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях:
- орбиты и небесные сферы не имеют общего центра;
- центр Земли — не центр Вселенной, но только центр масс и орбиты Луны;
- все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира;
- расстояние между Землёй и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землёй и неподвижными звёздами;
- суточное движение Солнца — воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе;
- Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) — не более чем эффект движения Земли;
- это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.
Эти утверждения полностью противоречили господствовавшей на тот момент геоцентрической системе. Хотя, с современной точки зрения, модель Коперника недостаточно радикальна. Все орбиты в ней круговые, движение по ним равномерное, так что эпициклы сохранялись (хотя их стало меньше, чем у Птолемея). Механизм, обеспечивавший движение планет, также оставлен прежним — вращение сфер, к которым планеты прикреплены. На границу мира Коперник поместил сферу неподвижных звёзд. Строго говоря, модель Коперника даже не была гелиоцентрической, так как Солнце он расположил не в центре планетных сфер.
Реальное движение планет (особенно Марса) не является круговым и равномерным, и техника эпициклов была неспособна надолго согласовать модель с наблюдениями. Из-за этого таблицы Коперника (первоначально более точные, чем таблицы Птолемея) вскоре существенно разошлись с наблюдениями, что немало озадачило и охладило восторженных сторонников новой системы. Точные гелиоцентрические (Рудольфовы) таблицы издал позже Иоганн Кеплер, который открыл истинную форму орбит планет (эллипс), а также признал и математически выразил неравномерность их движения.
И всё же модель мира Коперника была колоссальным шагом вперёд и сокрушительным ударом по архаичным авторитетам. Низведение Земли до уровня рядовой планеты определённо подготавливало (вопреки Аристотелю) ньютоновское совмещение земных и небесных природных законов.
Католическая церковь, занятая борьбой с Реформацией, первоначально снисходительно отнеслась к новой астрономии, тем более что вожди протестантов (Мартин Лютер, Меланхтон) отнеслись к ней резко враждебно. В 1616 году, при папе Павле V, католическая церковь официально запретила придерживаться и защищать теорию Коперника как гелиоцентрическую систему мира, поскольку такое истолкование противоречит Писанию, хотя гелиоцентрической моделью по-прежнему разрешалось пользоваться для математических расчётов движения планет. В 1616 году, при папе Павле V, католическая церковь официально запретила придерживаться и защищать теорию Коперника как гелиоцентрическую систему мира, поскольку такое истолкование противоречит Писанию, хотя гелиоцентрической моделью по-прежнему разрешалось пользоваться для математических расчётов движения планет.
Только в XIX веке Копернику были поставлены памятники в Варшаве, Кракове, Торуне и Регенсбурге, позднее также в Ольштыне, Гданьске и Вроцлаве. На центральной площади польского Торуня стоит памятник Копернику, на котором есть надпись: «Остановивший Солнце — сдвинувший Землю». В честь Коперника назван химический элемент № 112 — «коперниций», кратеры на Луне и Марсе, университет в Торуне, международный аэропорт города Вроцлава, первый самолёт Ил-62 Польских авиалиний.
Мария Склодовская-Кюри (1867-1934 гг.)

Мария Склодовская-Кюри
Французский и польский учёный-экспериментатор (физик, химик), педагог, общественный деятель. Родилась в Варшаве; накопив деньги на переезд тяжелым трудом в качестве гувернантки, переехала в Париж и поступила в Сорбонну. Через некоторое время Мария становится одной из лучших студенток университета, заканчивает его первой среди однокурсников в 1893 году и получает два диплома — научную степень по физике, а через год ещё и по математике. Её трудолюбие и способности привлекли к ней внимание, и ей была предоставлена возможность вести самостоятельные исследования. Мария Склодовская стала первой в истории Сорбонны женщиной-преподавателем.
Ее открытие совместно с супругом Пьером Кюри радиоактивного химического элемента радия сделало огромный шаг в развитии атомной физики, а также терапии рака. Удостоена Нобелевской премии: по физике (1903 г. — совместно с супругом Пьером Кюри «В знак признания исключительных услуг, которые они оказали науке совместными исследованиями явлений радиации, открытой профессором Анри Беккерелем») и по химии (1911 г. — «За выдающиеся заслуги в развитии химии: открытие элементов радия и полония, выделение радия и изучение природы и соединений этого замечательного элемента»), первый дважды нобелевский лауреат в истории. Химический элемент полоний был назван в качестве дани уважения родине Марии (от латинского названия Польши, Polōnia).
Была женщиной полной запала и решительности, целиком преданной науке. Пережила смерть супруга, травлю, болезни. Умерла в результате болезни, вызванной контактом с радиоактивными элементами. Погребена в свинцовом гробу. Она чуть больше года не дожила до присуждения Нобелевской премии её дочери Ирен и зятю Фредерику Жолио за открытие искусственной радиоактивности.
В 1995 году по решению президента Франции, прах Пьера и Марии Кюри был перенесён в парижский Пантеон на торжественной церемонии в присутствии президента Польши Леха Валенсы. Тогда же стало известно о радиоактивности останков. Потребуется полторы тысячи лет, чтобы исчезло излучение.
Ян Гевелий (Хевелиуш) (1611-1687 гг.)

Ян Гевелий
Польский астроном XVII века из Гданьска. Изучал движение комет, составил каталог звезд и одну из первых карт поверхности Луны, конструктор телескопов, градоначальник Гданьска.
Астрономия была любительским занятием Гевелия, а жил он на средства от пивоварения. Свою первую обсерваторию Гевелий построил в 1641 году на средства, унаследованные от отца. Телескопы-рефракторы того времени имели серьёзный недостаток — хроматическую аберрацию. Чтобы избавиться от неё, Гевелий строил телескопы огромных размеров, самый большой из них имел 45 метров в длину. Это был «воздушный телескоп» без трубы и без жёсткой связи объектива и окуляра. Телескоп подвешивался на столбе при помощи системы канатов и блоков.
Гевелию принадлежат астрономические открытия в разных областях. Он занимался вопросами лунного движения, измерял расстояние от Земли до Луны, период обращения Луны, период собственного вращения Солнца, периоды обращения спутников Юпитера. Занимался наблюдениями двойных и переменных звёзд. С помощью своего секстанта составил каталог 1564 звёзд с точностью до 1′. К оптическим инструментам для астрометрии в то время относились с недоверием, полагая, что оптика может внести погрешности в измерения.
Гевелий открыл четыре кометы и опубликовал в 1668 году трактат «Кометография», где изложил историю наблюдений всех известных в то время комет; показал, что некоторые кометы движутся по параболическим орбитам. В 1690 году, уже после смерти мужа, его жена Эльжбета издала знаменитый звёздный атлас «Уранография», основанный на каталоге Гевелия и содержавший великолепные изображения созвездий. В нём Гевелий ввёл несколько новых созвездий.
В его честь один из кратеров Луны назван его именем.
Эрнест Малиновский (1818-1899 гг.)

Эрнест Малиновский
Польский дорожный инженер. Родился в Польше, приехал в Южную Америку в то время, когда Испания пыталась удержать одну из своих последних колоний. Сразу после приезда в Латинскую Америку он получает должность правительственного инженера. В 1866 году Эрнест Малиновский отличился во время военного конфликта с Испанией. Он был назначен главным инженером в порте Кальяо неподалёку от Лимы, где занимался подготовкой проекта укрепления порта. Принимал участие в обороне порта, применив при этом множество новаторских инженерных решений, за что получил диплом, медаль и стал почётным гражданином Перу.
Однако главный проект Эрнеста Малиновского был ещё впереди. Речь о железной дороге, которая должна была пройти через Анды. Проект должен был решить прежде всего две задачи. Во-первых, обеспечить бесперебойную поставку угля и полезных ископаемых из горных районов на побережье страны. Во-вторых, обеспечить горные районы возможностью постоянного завоза продовольствия. Он построил эту «дорогу в облаках», Центральную Трансандинскую железную дорогу,соединяющую побережье Атлантики с территорией Перу. Участок дороги от Каллао до Оройя до 2005 года был отрезком железнодорожного сообщения, расположенным на самой большой в мире высоте, почти 5000 м над уровнем моря.
Центральноандинская дорога была завершена лишь в 1908 году, уже после смерти Малиновского. Эрнест Малиновский навсегда вошёл в историю как гений инженерной и конструкторской мысли и как борец за независимость Перу. В 1999 году в самой высокой точке железной дороге, на перевале Тиклио (4818 м над уровнем моря), был открыт памятник польскому инженеру. Под гербами Перу и Польши размещена надпись: «Эрнест Малиновский. 1818-1899. Инженер польский, патриот перуанский, герой обороны Кальяо 1866 года, построивший Центральную Трансандинскую железную дорогу».
Казимеж (Казимир) Функ (1884-1967 гг.)

Казимир Функ
Биохимик польского происхождения, учился в Берлине и Берне, затем начал исследовательскую деятельность в различных научных центрах в Париже, Берлине и в Лондоне. Во время первой Мировой войны переехал в Соединенные Штаты Америки, американское гражданство получил в 1920 году. В 1912 году ввёл понятие витамин. Исследователь витаминов, он впервые открыл и выделил из рисовых отрубей витамин В1. Ученый предвидел, что недостаток витаминов может привести к таким болезням, как цинга. Проводил также исследования гормонов, причин возникновения таких болезней, как рак, сахарный диабет и язвы. Его исследования привели к совершенствованию производства лекарственных средств, сам он создал несколько новых медикаментов.
Людвиг Заменгоф (1859-1917 гг.)

Людвик Лазарь Заменгоф
Еврей польского происхождения, родившийся в Белостоке. Знаменитый врач-окулист и языковед, создатель искусственного международного языка эсперанто. Этот язык, по мысли его создателя, должен был стать мостом, соединяющим людей различных национальностей и культуры. Для Заменгофа язык эсперанто был не просто средством общения, но и способом распространения идей. Он хотел проповедовать идею мирного сосуществования различных народов и культур. Заменгоф даже разработал учение «Homaranismo» (Гомаранизм), чтобы распространять эти идеи.
И хотя этот язык не стал, как предполагалось по замыслу Заменгофа, международным языком, тем не менее он распространился по всему миру и имеет много сторонников. В настоящее время языком эсперанто умеют пользоваться 8 млн. человек.
Кинодеятели
Кшиштоф Занусси (1939- )

Кшиштоф Занусси
Польский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, эссеист, философ. Родился в Варшаве.
Творчество Занусси критика оценила уже в пятидесятые-шестидесятые годы, когда он работал в любительском кино. В этот период получили награды 9 из 11 его фильмов (в том числе «Трамвай в небо» — снятый вместе с Винцентием Ронишем и завоевавший Гран-при на Фестивале студенческих любительских этюдов в 1958 году). Призом была отмечена также его дипломная лента «Смерть провинциала». Фильмы Занусси невозможно отнести к какому-то направлению польского или мирового кинематографа. Этот режиссер не подчиняется моде и чужим мнениям.
Пожалуй, самый важный период в творчестве Зануссии – это семидесятые годы. В это десятилетие были сняты такие известные фильмы, как «Семейная жизнь», «За стеной», «Иллюминация», «Защитные цвета», «Спираль». Именно тогда в фильмах Занусси появился особенный герой. Это человек, поставленный перед необходимостью выбора: остаться ли верным нравственным ценностям или поддаться искушению отказа от них. Это зависит от его моральной зрелости, испытываемой диссонансом между мечтами об индивидуальной свободе и реалиями жизни, и определяемой способностью добровольно ограничивать эту свободу.
Лауреат главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев» (картина «Год спокойного солнца», 1984), обладатель множества международных и национальных наград. Кроме кино Занусси также занимается педагогической деятельностью и театральной режиссурой. Он преподавал, в частности, в Государственной высшей школе кино, телевидения и театра в Лодзи, Национальных киношколах в Великобритании и Дании (Копенгаген), Занусси ставит спектакли в театрах Милана, Палермо, Риме, Париже, Лозанне, Бонне, Базеле, Кракове, Познани и в Варшаве.
Роман Полански (1933 — )

Роман Полански
Один из наиболее известных польских кинорежиссеров. Его жизнь отмечена трагедиями, что отразилось также и в его работах. Чудом остался жив в Варшавском гетто, его мать погибла в газовой камере. Вырос в Польше, работал преимущественно в Великобритании (1963—1967), США (1968—1976) и Франции (после 1976). Был в центре скандала, обвинен в преступлении сексуального характера, бежал из США в Европу.
Практически все фильмы Поланского, снятые после «Бала вампиров», основаны на литературных первоисточниках. Многие из его картин (особенно «классического» периода, заканчивающегося «Жильцом») погружают зрителя в ощущения психологической изоляции и паранойи. Герои «комнатной трилогии» («Отвращение», «Ребёнок Розмари», «Жилец») неумолимо спускаются в пучину безумия, мир этих фильмов отфильтрован сознанием психически нездорового протагониста, концовкам присущ элемент неопределённости, интерпретация оставлена на усмотрение зрителя.
Полански — один из самых пессимистичных режиссёров. Главный герой его фильма, как правило, сталкивается с угрозой подвергнуться моральному, а иногда и физическому насилию со стороны сил иррациональных, демонических, не доступных его пониманию. При этом эти силы в большинстве случаев побеждают; иногда дело заканчивается тем, что протагонист теряет рассудок.
Его фильмы удостоены самых высоких наград. Фильм «Отвращение» — «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля. Фильм «Тупик» — «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля. Фильм «Пианист» — «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля; лучшая режиссура, премия «Оскар».
Анджей Вайда (1926-2016)

Анджей Вайда
Польский режиссёр театра и кино, классик европейского авторского кино. Родился в Сувалках. С 1946 по 1949 гг. Вайда учился живописи в Краковской академии искусств. В 1953 году окончил режиссерский факультет Высшей государственной школы кино, телевидения и театра в Лодзи.
Дебютировал в кино два года спустя фильмом «Поколение» — о судьбах молодежи из варшавских предместий в годы гитлеровской оккупации. В рассказ о молодых людях, вступающих в Народную гвардию, Вайда привнес немного личной истории.
Затем Вайда снял «Канал» (1957) и «Пепел и алмаз» по одноименному роману Ежи Анджеевского (1958). Благодаря этим двум фильмам он стал одним из важнейших европейских режиссеров нового поколения. Именно они положили начало знаменитой «польской школе кинематографа», которая вынесла на обсуждение национальную мартирологическую традицию и романтический героизм.
Немалое место в творчестве режиссёра занимают экранизации литературной классики, как польской, так и мировой. В их числе: «Свадьба» по С. Выспяньскому, «Теневая черта» по повести Джозефа Конрада, «Сибирская леди Макбет» по повести Н. С. Лескова, «Бесы» (по роману Ф. М. Достоевского, осуществлённой А. Камю), «Пилат и другие» (по мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), «Земля обетованная» (по роману Владислава Реймонта), «Пан Тадеуш» по поэме А. Мицкевича. Вайда снял три фильма по мотивам произведений Ярослава Ивашкевича: «Березняк», «Барышни из Вилько» и «Аир».
Лауреат многочисленных премий, в т.ч. «Золотая пальмовая ветвь», «Сезар»,«Золотой лев» за заслуги в кинематографе (1998), «Почётный „Оскар“» (2000), «Золотой медведь» за заслуги в кинематографе (2006). Включен в авангард самых исключительных мировых режиссеров, особенно ценен за умение создавать трогающие душу и одновременно доходящие до интеллекта зрителя работы.
Кшиштоф Кесьлёвски (1941-1996 гг.)

Кшиштоф Кесьлёвски
Польский кинорежиссёр и кинодраматург, номинированный на «Оскар». Широко известен по циклам фильмов «Три цвета» и «Декалог». Родился в Варшаве. Начинал как создатель документальных фильмов, в которых была представлена, как бы сквозь призму жизнь в коммунистической Польше, образы отдельных личностей.
«Декалог» (1988) — десять коротких картин об окраинах Варшавы, каждая из которых базируются на одной из Десяти заповедей, были сняты для польского телевидения с финансовой поддержкой Западной Германии; это наиболее одобренная критикой работа Кесьлёвского.
Осуществленный им амбициозный проект — трилогия «Три цвета» («Синий», «Белый», «Красный»), произведение, получившее наибольшее одобрение критики после «Декалога» и первый его международный коммерчески успешный фильм. Эта трилогия собрала призы таких престижных международных кинофестивалей, как «Золотой лев» за лучший фильм на Венецианском кинофестивале («Три цвета: Синий»), «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале («Три цвета: Белый»), три номинации на «Оскар».
Кесьлёвский всё ещё остаётся одним из наиболее влиятельных режиссёров Европы, Его работы изучаются на занятиях по киноискусству в университетах всего мира.
Януш Камински (1959 — )

Януш Камински
Американский кинооператор и режиссер польского происхождения. Его режиссерским дебютом в 2000 году стал фильм «Потерянные души». С 1993 года сотрудничает со Стивеном Спилбергом при создании всех его фильмов. Получил статуэтки Американской академии фильма за операторскую работу в фильмах «Список Шиндлера» (1994 г.) и «Спасти рядового Райана» (1999 г.). Лауреат награды Британской академии фильма (BAFTA) и многих других.
Анджей Северин (1946 — )

Анджей Северин
Театральный и киноактер. Выпускник варшавской Школы актера. Играл роли в таких кинофильмах, как «Обещанная земля» Анджея Вайды, «Холопы» Яна Рыбковского. В 1980 году начал свою международную карьеру во Франции. В 1993 году получил ангаж в одной из наиболее престижных в мире театральных трупп – в Комеди Франсэ – как третий иностранец в истории французского театра. Сыграл главную роль во французской экранизации «Дон Жуана» Мольера. Играл также в таких фильмах, как «Список Шиндлера» Спилберга, «Махабхарата» Питера Брука, «Приговор» Марко Беллочи.
Знаменитости, имеющие отношение к Польше
Екатерина ΙΙ Великая — российская императрица, родилась в прусском городе Штеттин (ныне польский город Щецин). Отец, Кристиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнбургской линии Ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом. Мать — Иоганна Елизавета, из Готторпского владетельного дома, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III. В семье герцога Цербстского Екатерина (Фредерика) прожила до 15-летнего возраста, получила домашнее образование. В возрасте 15 лет уехала с матерью в Россию, чтобы через год стать супругой великого князя Петра Фёдоровича (будущего русского императора Петра III).
Мария Фёдоровна — жена российского императора Павла Ι, мать императоров Николая Ι и Александра Ι, родилась в Штеттинском замке, где её отец (подобно отцу Екатерины) служил комендантом. Происходила из монбельярской ветви Вюртембергского дома.
Вольф Григорьевич Мессинг — знаменитый провидец, экстрасенс, артист, «читатель мыслей», самая загадочная личность XX века. Родился в еврейской семье в городе Гура-Кальвария, расположенном в 25 км к юго-востоку от Варшавы, на территории Российской империи. Существует ряд сбывшихся предсказаний, который озвучивал Вольф Мессинг публично, и которые были зафиксированы еще до произошедших событий. Так, он точно назвал дату окончания Второй мировой войны, правда, по европейскому часовому поясу – 8 мая 1945 года. Позднее он получил личную благодарность от Иосифа Сталина за это пророчество. Также еще до начала конфликта между Германией и Советским Союзом в начале 1941 года, когда у этих стран был подписан пакт о ненападении, Мессинг на выступлении в клубе НКВД сказал, что видит танки с красной звездой на улицах Берлина. Еще одно значимое предзнаменование было сделано телепатом Иосифу Сталину, который усиливал гонения на советских евреев. Мессинг заявил, что «вождь народов» умрет на еврейский праздник. И действительно, достаточно символично смерть Сталина 5 марта 1953 года пришлась на Пурим, день иудейского празднования спасения евреев от истребления в Персидской империи.
Константин Рокоссовский — крупнейший полководец Второй Мировой войны, маршал Советского Союза, командовал парадом победы в Москве, дважды Герой Советского Союза. Родился в Варшаве.
Осип Мандельштам — крупнейший русский поэт 20 века, прозаик, литературный критик, родился в Варшаве.
Михаил Огинский — композитор, политический деятель, дипломат, автор знаменитого «Полонеза Огинского». Родился неподалеку от Варшавы. Сам он в мемуарах утверждал, что принадлежит к «литвинскому» роду, а род Огинских в ХVI-XVIII веках считался одним из самых богатых и влиятельных в Великом Княжестве Литовском.
Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог, основатель психоанализа. Его семья происходила из Речи Посполитой, затем переехала в Галицию, а оттуда в конце XIX века в Австрию. Считается, что Зигмундом назвал Фрейда отец в память о политической толерантности польских королей. Будущий отец психоанализа сменил имя Сигизмунд на более немецкое по звучанию Зигмунд после поступления в Венский университет в 1873 году.
Генерал Антон Деникин — видный военачальник, политический деятель, в 1920 году был и.о. Верховного правителя России. Родился в деревне Шпеталь Дольный, в завислинском пригороде Влоцлавека, уездного города Варшавской губернии Российской империи. Мать по национальности полька.
Артур Шопенгауэр — немецкий философ, мыслитель. Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп. Рожился в городе Данциг (современный Гданьск).
Если мы забыли кого-то, подскажите нам в комментариях.
Пока нет комментариев